В рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания наших детей мы используем разнообразные формы работы:
Предметно-пространственная среда. В группах отведены места для православных уголков, в которых находятся православная детская литература, видеотека, игры духовной и нравственной тематики. В группах создана библиотечка, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками.
Содержание работы во время нерегламентированных видов детской деятельности реализуется через систему уроков доброты, игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, которые помогают: учить налаживать дружеские отношения, проявлять миролюбивое отношение друг к другу, прощать и просить прощение; развивать умения строить свои отношения со сверстниками и окружающими людьми в соответствии с нравственными правилами и нормами; воспитывать почитание родителей, любовь ко всем членам семьи, желание вносить свой вклад в общий труд на благо семьи; знакомить с православными праздниками, святыми, святынями, традициями белорусского народа.
В разновозрастных группах разработаны тематическое планирование и конспекты согласно планированию.
Один раз в неделю в группах проходят Уроки «Доброты», которые проводят воспитатели дошкольного образования по теме: «Я добрую кнігу, як цуд люблю (Ф.Скарына-першадрукар і асветнік)», «Добрые книги для детей и их родителей», «Добрый мир», «Покров Пресвятой Богородицы. Семья», «О жадности», «Покормите птиц», «Как появилась Рождественская ёлочка», «Трудовые руки», «Мама», «Святыни Беларуси», «Царство вежливости и доброты», «Учимся прощать и просим прощения», «Берегите хлеб, каждую крупицу», «День Матери. Покров Пресвятой Богородицы», «Всемирный потоп и спасение Ноя», «О чем поют колокола», «Жадность, щедрость», «Зима-проказница», «Покормите птиц зимой», «Новый год у ворот», «В ожидании праздника Рождества Христова», «Веселые колядки в зимние Святки», «Беларусь моя православная», «Трудолюбие и лень», «Вредные привычки», «Верность родной земле. Воины-защитники Отечества», «Масленица-Прасковейка, встречаем тебя хорошенько», «Чем можно порадовать маму?», чтение притчи «Разоренное гнездо», «В день Благовещения», «Земля наш общий дом», «Вербное воскресенье», «Пасхальные радости», «Нам нужен мир», «Таинственный мир насекомых», «Семья вместе, душа на месте», «Гуляют ребятишки в зимние святки», «И в Родине моей узрел я красоту», «Трудолюбие-лень», «Вредные привычки», «Любите животных», «Воины-защитники Отечества. Святой Илья Муромец», «Блины с медом и вареньем и хорошем настроеньем. Масленица» и др.
Занятия и беседы проводятся в интересной, доступной для детей форме, иллюстрируя отдельные положения наглядными пособиями. Закрепление тем проводится в повседневной работе с детьми, во всех видах детской деятельности.
В учреждении дошкольного образовании создаются и широко используются дидактические, словесные, подвижные игры на нравственную тематику: «Спасатели сказочных героев», «Правила поведения», игра-лото «Мамины помощники», «Калейдоскоп сказок» с вариантом перфокарт, «Чем помочь?», игра-лото «Православные праздники», «Православные пазлы», «Цветик-восьмицветик», «Что можно и что нельзя купить», пособия «Цветок вежливых слов», «Цветок патриотизма», «Цветок семейных традиций», «Из какай мы сказки?», «Доскажи словечко», «Добрые сказки», «Кто где живет?», игровая ситуация «Дружба начинается с улыбки», «Оцени поступок», превращение «Злых слов в добрые», «Перезвоны», «О друге добрыми словами», «Жадный – щедрый стульчик», «Каляда», «Злаві зорачку», театрализованные этюды «Зимушка-зима», «Хорошо-плохо», «Выбери привычку», «Сундук плохих привычек», «И у меня есть плохая привычка…», «Кому и что нужно для работы», «Бабулін куфэрак», «Блін гарыць», «Мірылка», игра - интервью «Какая моя мама», «Деньги получили – что накупили?», игра-конкурс «Добрые слова», «Крутим пасхальное яичко», «Найди яичко», «Построй логическую цепочку», «Пасхальная находилка», «Помоги зайчику собрать все пасхальные яйца», «Эстафета с яйцом», «Веночек», «Скажи вежливо», «Ласковые имена», «Вспомни сказку», «Воздушный шар», «На картинку посмотри сказку верно назови», «Мамины помощники», «Четвертый лишний», «Добрые слова», «Подбери яйцо к лукошко», «Верю не верю», «Оцени поступок», «Культура поведения», «Православное лото», «Этикет», «Что сначала, что потом», «Правила поведения в природе», «От чего грустит планета», «Пирамида волшебных слов», «Подари другу улыбку», «Игра-путаница», «Игра-несушка», беларускія гульні: Вожык і мышы, Ліскі, Жмуркі, Рэдзькi, Лясь, лясь, уцякай!, вясёлыя гульнi на фальклёрных святах: «Каляда», “Го-го, каза”, “Мядзведзь”, “Прэла-гарэла”, “Журавель”, “Гарэлыш”, “Іванка”, “Бярозка”, игра-путешествие «Мінск - сталіца Беларусі» и др.
Наши воспитанники познают себя через решение проблемных ситуаций: «Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём….», «Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты», «Если мой друг грустит…», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Волшебные слова – почему они волшебные, «Где добрые люди, там беды не будет», «Как понимать взрослых?», «За что взрослые на нас сердятся», «Почему маленьким нужно слушать маму и папу?», «Как бы ты поступил». «Разные способы помириться», «Что скажет хлеб», «Как поровну разделить сыр», «Чем порадовать маму». «Справедливые обиды», «Почему вещи обижаются», ситуативные разговоры: «Нужно ли беречь книгу?», «Я поссорился с друзьями», разговор о хороших и плохих поступках в течение дня, «Кого можно назвать другом», рассуждение по пословицам о дружбе, трудолюбии. Беседы: беседа о бережном отношении к хлебу, «Старикам везде у нас почет», «Как можно проявить заботу о маме», «Послушание – умение слышать», беседа рассуждение по вопросам «Что нужно делать, чтобы жить правильно?», «Ленитесь ли вы когда-нибудь?», «Щедрый и жадный, кто лучше?», «Как вести себя на празднике», «Колядные блюда», «Крещение празднуем Господне», «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным», «Какими должны быть настоящие мужчины» (о рыцарском отношении к девочкам), «Как научиться быть храбрым», «Не торопись забрать птенца. Обдумай помощь до конца», «Нужно ли кошельком мереть все на свете», «Какой вестью я хотел бы обрадовать родителей», «Как наши родители готовятся к Пасхе», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», и т.д.
Продуктивные виды деятельности (рисование): рисунки «Украсим узором чашечку с блюдцем», «Беларускае адзенне», «Ухаживаем за животными», «Волшебная капелька», «Солнышко по имени мама», «Моя семья», «Маленькие колокольчики и большие колокола», «Прямо пойдешь – щедрым будешь!», «Моё настроение», «Зимующие птицы - Снегирь», «Петушок», «Поздравительная открытка к новогоднему празднику», «Ангелочки спускаются с неба», «Портрет мамы», «Давайте делать добрые дела», «Дерево дружбы», «Мама, папа, я – дружная семья», «Друг цветок», «Подарки для жителей земли», «Сад добрых дел», «Божий Храм», «Пасхальная корзинка», «Мой дом», «Цветочки», «Яблони в цвету»; аппликация «Подснежника глянул глазок голубой», «Подарок для любимой мамы», «Котёнок», «Красивые шарфики», «Радостное настроение», «Бусы для игрушек», конструирование «Теремок», «Аптечка врача», «Постройка приюта для бездомных животных»; ручной труд: изготовление фигурок ангелов, ёлочек к Рождеству Христову, изготовление подарков для любимых бабушек и дедушек, поздравительная открытка для пап и дедушек, подарок для любимой мамы «Весь мир я маме подарю», конструирование из бумаги «Новогодние игрушки», «Ангелочки спускаются с неба».
В соответствии с темами по самообразованию педагогами изготовлены: воспитатель дошкольного образования Артёмова С.В. (тема инновационной деятельности педагога «Формирование культуры межличностного общения детей младшего дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм») игры «Берегите планету», «Поры года», «Зеленые карты. Дикие животные», «Зеленые карты. Домашние животные», Три в ряд «Дерево. Лист. Плод», Три в ряд «Птица. Питание. Среда обитания», «Кто спрятался», «Кто где обитает?», «Чем полезны домашние животные», «Смайлики», «Когда это бывает», лото «Подбери и объясни», мнемотаблицы по сказкам, скороговоркам, считалочки, потешки, чистоговорки, речевые пятиминутки.
Воспитатель дошкольного образования Долгополик М.И. (тема инновационной деятельности педагога «Формирование культуры межличностного общения детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа через игровую деятельность») востраў казак – дидактическая игра «Складзі і раскажы казку па карцінкам, мнематабліцам», «Як злога героя казкі зрабіць добрым»; востраў дружбы – залатыя правілы дружбы; востраў ветлівасці – вершы для дзяцей з малюнкамі аб правілах этыкету; востраў этыкету – мнематабліцы па этыкету (формирование культуры поведения и отношений детей и взрослых), дидактическая игра «Правер сябе. Этыкет для малят»; востраў дабрыні: д.г. «Ацані ўчынак», «Кветка добрых спраў».
Воспитатель дошкольного образования Котраль Ю.Я. (тема инновационной деятельности педагога «Формирование добрых чувств и эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок») дидактические игры «Готовимся к Пасхе», «Герои сказок. Кто лишний», «Собери картинку», развивающая игра (ассоциации по сказкам) «Угадай сказку», «Из какой сказки», «Найди одинаковые яйца», «Подбери яичко в корзине», «Семейные ценности», «Вежливые слова». «Беларуская скарбонка», в который вошли: «Моўныя залацiнкi: прыказкi, загадкi, вершы аб Беларусi», «Прадметы хатняга ўжытку», «Раслiны Беларусi», «Жывёлы Беларускiх лясоў», «Прыгажосць беларускай мовы».
Воспитатель дошкольного образования Соколова Н.Л. (тема инновационной деятельности педагога «Воспитание культуры межличностного общения у дошкольников на основе семейных традиций») вершы, загадкi, прыказкi, прымаўкi, лiчылкi, мiрылкi и каляндар сямейных традыцый; «Беларуская скарбонка», в который вошли: «Кола святаў», «Традыцыйныя рамёствы беларусаў», «Зроблена ў Беларусi», «Сiмвалы Беларусi», «Моўныя залацiнкi: прыказкi, загадкi, вершы аб Беларусi», «Прадметы хатняга ўжытку», «Раслiны Беларусi», «Жывёлы Беларускiх лясоў», «Прыгажосць беларускай мовы». Подготовлен и оформлен материал: пособие «Мирилка» с картотекой мирилок, пособие «Лічылкі-Считалки», пособие «Цветик- семицветик». Дополнен материал в картотеку игр по нравственному воспитанию «Игры, которые учат доброте», «Пословицы, поговорки, загадки и стихи о семье», «Давайце размаўляць па-беларуску», «Беларускі народны каляндар», «Картатэка гульняў па развіцці беларускага маўлення для дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту», картотека игр для формирования нравственно-оценочного опыта. Пособие по рефлексии «Дерево добрых дел», «Дрэва-радавод», «Картотека бесед по картинкам к урокам доброты «Дари добро», картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, «Картотека игр по нравственному воспитанию», картотека игр к пасхе. Пособие «Православные праздники» (цель: воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам, любовь к Богу, к церкви, к великим святым; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии). Для закрепления знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах настольная дидактическая игра «Православные праздники». С целью формирования представления детей о празднике «Светлая Пасха» дидактические, развивающие игры: «Помоги зайчику собрать все пасхальные яйца», «Соедини одинаковые пасхальные яйца», «Пасхальная находилка», «Дополни ряд», «Найди лишнее», «Учимся сортировать», «Построй логическую цепочку», «Найди одинаковые половинки пасхальных яиц», «Собираем пасхальные яйца в корзинку», «Собери храм» (православные пазлы), православный настольный театр «Настоятель и медведь», «Пасхальный колобок», папка «Правила для детей» (духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста), «Правила обращения с книгой», “Партрэты беларускіх пісьменнікаў”, «Портреты детских писателей ХІХ-ХХ веков», “Картатэка гульняў па правілам сучаснага этыкету”, “Дыдактычныя гульні па сацыяльна-маральнаму выхаванню дзяцей”, Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию «Добрые игры», «Игры которые учат доброте», картотека игр на формирование эмоционального интеллекта, картотека «Мирилки», «Дзіцячы этыкет», «Пазнавальна-этычныя гутаркі», картотека проблемных ситуацый; игры по правилам современного этикета; сюжэтно-ролевые игры по формированию миролюбивого отношения к членам семьи и детям дошкольного возраста, игры по сказкам, дидактические игры по социально-нравственному воспитанию детей.
Проведён цикл познавательных бесед о явлениях социальной действительности и культурных ценностях «Значение семьи в жизни человека», «Герб семьи», «Родословная – старинная белорусская традиция», «Семейные традиции» «Символы белорусского государства», «Государственные и народные праздники», «Декоративно-прикладное искусство», «Народный кукольный театр», «Достопримечательности села, столицы республики, своей Родины»; консультации и информационные листы с родителями «Воспитание у дошкольника культуры семейных традиций», «Воспитание у детей навыков культуры поведения и общения» «Выхаванне ў дзяцей любові да роднага краю і яго гісторыі», «Какие сказки читать детям?», «Мама –почитай мне сказку!», «Как выбрать полезную сказку для малыша?», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки!», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Роль сказки в развитии ребенка», «Как подружить ребенка с книгой», «Кукольный театр дома», «Как беседовать с детьми о книгах», «Традиция семейного чтения», «Чтение и перечитывание», «Размаўляйце з намі па-беларуску», «Маўленчы этыкет», «Воспитание у детей навыков культуры поведения и общения» «Выхаванне ў дзяцей любові да роднага краю і яго гісторыі», «Научите малыша трудиться», «Як прывіць дзіцяці любоў да раслін?», «Выхаванне ў дзяцей любові да роднага краю і яго гісторыі» и др. «Как заинтересовать ребенка книгой», «Прогулки - источники мысли». «Беларусское народное творчество для дошкольников», «Ребенок в мире природы», «Связь экологического образования с духовно-нравственным воспитанием», «Как воспитать защитника», «Не причини вреда природе», беседа «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться», буклеты «Экологические словесные игры для дошкольников», наглядная информация «Как колядовали в старину», «Игры и забавы на улице», «Наблюдаем за природой. Народные приметы», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Советы родителям по воспитанию детей добрыми и уважительными к животным», «Играем – речь развиваем!» (словесные экологические игры), «Экологическое воспитание в семье», акции «Семечка и зернышко про запас», ввыставки «Красота Божьего мира», «Осенний переполох», «Эко-елочка», выставка рисунков «Берегите природу», «Домашние животные» (ко всемирному дню домашних животных), «Пасхальная палитра», Кансультацыі “Мова душа чалавека”, “Роля сям’і у выхаванні патрыятычных пачуццяў. Парады для бацькоў па патрыятычнаму выхаванню”, “Далучэнне дашкольнікаў да жывога слова фальклора”, «Роля беларускай песнi ў фармiраваннi беларускага маўлення дашкольнiкаў», Картатэка «Вясёлыя гульні беларусаў на фальклорных святах», буклет «Основы экологической культуры дошкольников», «Наблюдаем за природой зимой». Консультации для родителей «Воздействие природы на здоровье детей и безопасность при отношениях с ней», «Роль экологической сказки в жизни детей», «Учите детей любить природу», «Связь экологического воспитания с духовно-нравственным воспитанием», «Не причиняй вреда природе», «Правила поведения в природе». Совместно с родителями и детьми изготовили иллюстрированный сборник «Зелёные сказки».
Для достижения оптимального уровня взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания были организованы выставки совместного творчества: «Осенний переполох» из природного материала (ноябрь 2020), «Сияй, нетлеющее пламя, рождественской свечи» (декабрь 2020), «Пасхальная палитра» (апрель 2021), организована выставка семейных газет: «География наших путешествий» (сентябрь), выставки детских рисунков «Я слово Мама сердцем говорю», (октябрь 2020), «Мой папа – супергерой!» (февраль 2020).
Большое место в приобщении детей к духовной культуре занимают православные праздники и традиции. К православным праздникам готовятся мероприятия (тематические развлечения) «День матери. Покрова Пресвятой богородицы» (октябрь 2020), «Рождественская сказка» (январь 2021), «Масленица к нам приди, Весну приведи!» (февраль 2021), «Великий праздник – Светлая Пасха» (апрель 2021). Благочинный Слонимского района протоиерей Вадим Петлицкий и семинаристы Минской духовной семинарии всегда присутствуют на праздниках в учреждении дошкольного образования, это придает торжественность и большую духовную значимость этим событиям.
В течение учебного года в нерегламентированной деятельности воспитатели дошкольного образования использовали ТСО с просмотром мультфильмов “Як Несцерка харчы прадаваў”, “Як Несцерка скарб знайшоў”, “Як Несцерка на кірмаш збіраўся”, “Піліпка”, “Як служыў жа я ў пана”, “Чаго на свеце не здараецца”, “Будзьма Беларусамі!”, Дзед”, прслушивали аудио сказки стихи, рассказы: “Як Несцерка на кірмаш збіраўся”, “Як Несцерка з кірмашу ехаў”, “Як Несцерка гаршкі прадаваў”, “Як Несцерка небыліцы расказваў”, “Як Несцерка нявесту сваю шукаў”, “Як Несцерка скарб знайшоў”, “Як Несцерка счасце знайшоў”, Сказ о Петре и Февронии», «Серафим Саровский», «Святая семья в Египте», «Уроки этикета», просмотр фрагментов фильмов «Первые шаги в храм», «Рождество Христово», «Великая тайна воды», прослушивание аудио рассказов и стихов «Детям о братьях наших меньших».
Ежегодно принимаем участие в детской благотворительности «Ангел в твоём сердце. Ты в сердце ангела» для детей сирот и инвалидов (ноябрь – декабрь 2020), «Мы чистим мир» (октябрь 2020), «Новые столовые для птиц» (ноябрь 2020), «Наши дети» (декабрь 2020 – январь 2021), «Сделаем наш детский сад зелёным, цветущим, красивым!» (апрель – май 2021), «Тыдзень лесу 2021» (апрель 2021). В ходе акции «Подари книгу детскому саду» книжные уголки пополнились книгами на русском и белорусском языках: «Энциклопедия для самых маленьких», «Мир вокруг», «Любовь наших питомцев», «Концертик», «О том как животные умеют дружить», «Счастливы друг с другом», «Срэбраны ручэй», «Як заяц варону выратаваў», «Энциклопедия хорошего поведения для малышей в сказках», «Чалавек», «Жывёлы», «Удивительные растения Беларуси», православные журналы «Малышок», «Учимся хорошим манерам в обществе», «Учимся хорошим манерам дома и в семье», «Вежливые слова», «Сем ромашек из рая», «Волшебное слово», «Уроки вежливости», «Серебряная метель» (рождественские рассказы русских классиков), «Отчего у зайца длинные уши», серия книг «Пять сказок», К.Чуковский «Бармалей», «Бабуліны казкі”, “Беларускія народныя казкі”, “Залатая яблынька” (казкі, легенды, паданні), “Казка пра смелага вожыка”, “Чытанка-маляванка. Для дзяцей ад 2 гадоў. Забаўлянкі, вершы, казкі”, “Чытанка-маляванка. Для дзяцей ад 3 гадоў. Забаўлянкі, вершы, казкі”, “Чытанка-маляванка. Для дзяцей ад 4 гадоў. Вершы, казкі, апавяданні”, “Чытанка-маляванка. Для дзяцей ад 5 гадоў. Легенды, паданні, быліны”, «Глыбокія, моцныя, паўнаводныя…» (рэкі Беларусі), «Герб, флаг, гімн», «Наша Беларусь» и др.
С целью содействия целостному духовно-нравственному развитию личности ребёнка, приобщению к культуре Православия наши воспитанники посещают Жировичский Свято-Успенский монастырь.
Благочинный Слонимского района протоиерей Вадим Петлицкий один раз в квартал проводил заседания родительского клуба на тему «Особенности воспитания ребёнка в православной семье» (октябрь 2020), «Православная книга – как символ культуры» (январь 2021), «Заповедь о почитании родителей как залог семейного счастья» (март 2021). Основная цель работы клуба «Истоки» – обогащение семьи опытом православной педагогики, знакомство с православными традициями воспитания. Практикум для родителей с «Семья – опора жизни ребёнка» (декабрь 2020).
В течение 2020/2021 учебного года для достижения высокого уровня профессиональной педагогической деятельности для воспитателей дошкольного образования проводились консультации «Семейные традиции и роль и их роль в воспитании детей» (сентябрь 2020), инструктивно-методическое совещание для педагогов «Организация деятельности в рамках инновационного проекта» (сентябрь 2020), круглый стол для педагогов «Межличностное общение как фактор успешности ребёнка» (сентябрь 2020), «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (января 2021), «Билингвизм. Сложности и особенности воспитания двуязычных детей» (март 2021), подбирался материал для педагогов «Работа с семьёй» по теме инновационного проекта.